Вариатор: конструкция устройства, ремонт своими руками, применение

С каждым годом в автомобильной отрасли происходят существенные изменения: разрабатываются все новые устройства и аппараты для облегчения вождения и улучшения качества поездки. Постепенно все общепринятые приборы заменяются наиболее удачными изобретениями. Не стала исключением и всеми известная коробка передач.

Если вы страстный автолюбитель, то наверняка не раз сталкивались с названием – бесступенчатый вариатор. Эта новинка наших дней была придумана много лет назад. Еще одаренным Леонардо да Винчи в 1490 году. Но воплотить ее в жизнь смогли только в 1950 годах.

Первым легковым автомобилем с такой трансмиссией стала 600-я модель от фирмы «DAF». В ней установили вариатор под названием «Variomatic», затем эстафету перехватила компания «Volvo».

Сейчас многие автомобильные компании стали поставлять на рынок свои автомобили именно с такой трансмиссией.

Вариатор: конструкция устройства, ремонт своими руками, применениеМеханическая коробка (МКПП) имеет пять скоростей, автоматическая (АКПП) – восемь, а вариатор обладает неограниченным количеством передач. Но это не главная разница. Для уяснения ситуации, немного опишем принцип действия двигателя, чтобы понять, в чем удобство использования вариатора.

Итак, в привычных ступенчатых коробках передач есть существенный недостаток – они имеют фиксированные передаточные числа, которых на дороге порой недостаточно.

Даже при езде по абсолютно ровной поверхности двигатель должен, разгоняясь преодолевать внешнюю нагрузку – силу инерции, а затем, достигая идеального соотношения количества оборотов и передаточного числа, он набирает скорость.

А после этого передача становится низкой. Для ее повышения необходимо использовать большее количество ступеней, а в коробках передач их заложено определенное количество. Да еще при переходе на каждую из них происходит рывок.

Поэтому возникло решение убрать ступени трансмиссии. В результате получили вариатор. Он представляет собой идеальный вариант, в котором смена скоростей происходит плавно без скачков.

Этот аппарат постепенно изменяет крутящий момент на ведомом и ведущем диске. Он начинает свое движение плавно, в отличие от других коробок передач.

Авто, оснащенное им, ведет себя так, как будто на нем стоит мощный электродвигатель. Скорость машины увеличивается плавно, без постороннего шума.

Из-за того, что вариатору не требуется переключения передач, авто с ним набирает скорость быстрее, чем с другими КПП.

К тому же автомобиль с вариатором намного проще в управлении.

С ним под силу справиться даже начинающему автолюбителю, так как такой вид трансмиссии не реагирует на манеру вождения водителя и не способен заглохнуть.

Даже при стремительном разгоне двигатель работает очень тихо, по сравнению с другими коробками. Если полностью притопить педаль газа, то произойдет молниеносное ускорение автомобиля без характерного «рычания».

Некоторым не нравиться, что мотор никак себя не проявляет при смене скорости, но это непривычно тем, кто привык ездить на автоматике или спортивных машинах, где «рёв» добавляет адреналина водителю.

Эта трансмиссия обладает большими возможностями, это подтверждает и тот факт, что до 1994 года на гонках болидов Формулы-1 ее нельзя было использовать.

Ведущие автомобильные производители наладили выпуск моделей вариаторов, создаваемых на своем предприятии, а чтобы выделить их из основной массы каждая фирма дала определенное название изобретению.

Бесступенчатая КПП «Lineartronic» была разработана Subaru, «Multimatic» производит Honda, Autotronic — Mercedes-Benz, Multitronic — Audi, а «Multidrive» — Toyota.

Некоторые фирмы выпустили по два варианта вариатора:

  • «X-Tronic» и «Hyper» от Nissan;
  • «Ecotronic» и «Durashift CVT» — творения от Ford

Чтобы автолюбителям сразу было понятно, что на машине стоит вариатор ему присвоили обозначение CVT. В ней зашифровано три слова – постоянно изменяющаяся трансмиссия (Continuously Variable Transmission).

Бесступенчатая коробка плавно изменяет крутящий момент в заданных промежутках регулирования. Это достигается за счет ее особой конструкции, которая состоит из следующих компонентов:

  • вариатора;
  • механизма сцепления;
  • аппарата для передачи реверса;
  • процессора с исполнительным устройством.

В качестве автоматического сцепления выступают разные виды устройств. Без них крутящий момент сразу же передавался бы на колёса, а так указанный узел будет отвечать за плавную передачу движения. Сцепление может быть:

  • центробежным – технология «Transmatic»;
  • мокрым многодисковым – представители «Multimatic» и «Multitronic»;
  • электромагнитным — вариатор «Hyper»;
  • гидротрансформаторным.

Последний вид применяется на большинстве авто. Он обеспечивает плавную работу двигателя без рывков и продлевает жизнь вариатору. На высоких оборотах входит в режим полного зацепления, при котором исключается проскальзывание. Но часть его мощности может уходить в нагрев. А бывают случаи, что он перегревается, об этом становиться известно по зажигающейся красной лампочке на приборной доске.

Работа вариатора осуществляется с помощью электронного блока. Он отвечает за следующие функции:

  • управление сцеплением;
  • изменение передаточного отношения между валами вариатора;
  • контролирование работы планетарного редуктора;
  • обеспечение действия реверсивного аппарата.

К электронному блоку передается информация от множества датчиков. Поэтому его работа взаимосвязана с показателями оборотов двигателя, давления в шинах, ABS и т. д. Сбор информации фильтруется в аппарате, и он автоматически настраивается на нужное передаточное число.

Но вариаторы не могут самостоятельно производить задний ход авто, поэтому для этих целей предусмотрен планетарный редуктор. Принцип действия, которого схож с работой в автоматической коробке.

Водитель при управлении транспортом с CVT проделывает практически те же действия, что и при использовании АКПП. Но они немного упрощаются, он выбирает только режим, а остальное выполняет за него удобное устройство вариатора.

Также оно позволяет повторить некоторые манипуляции, возможные в привычных КПП. Например, можно зафиксировать определенное передаточное соотношение.

Некоторые водители не чувствуют разгона машины, и потому относят постоянную частоту оборотов коленвала к недостаткам аппарата, но к этому надо привыкнуть и со временем удобство бесступенчатой коробки станет очевидным.

Существуют несколько разновидностей. Они отличаются между собой по своей конструкции.

Это самый распространенный агрегат. В основном он состоит из одной передачи, реже из двух. Такой вариатор имеет два шкива, которые между собой соединяются клиновидным ремнем.

Один шкив ведущий, а второй ведомый. Вначале между ними закладывалась армированная резина, но затем ее заменили стальные пластины.

Они способны передавать больший крутящий момент, обладают меньшим радиусом изгиба и долговечны.

Конструкция шкивов состоит из двух конусовидных половин, которые имеют уклон к оси вала. Эти конструкции при движении то отдаляются, то приближаются друг к другу. Ремень не что иное, как металлическая лента, имеющая покрытие. А также встречаются варианты, когда она состоит из тросов, они являются наиболее прочными.

При раздвижении шкивов лента уходит внутрь, когда они сближаются — ремень приобретает форму клина. В последнем случае радиус шкива увеличивается, а вместе с ним становиться больше и передаточное число, а в предыдущем варианте все наоборот. В промежутках между этими состояниями ремень становится прямым.

Для смещения шкивов используются пружины, а также центробежная сила, создаваемая гидравлическим приводом. Он управляется электроникой, которая способна создать оптимальные условия для бесперебойной работы мотора. Водитель выбирает режим, а она настраивает работу CVT.

За счет этого происходит увеличение его ресурса, снижение износа и уменьшение использования топлива.

Вместо ремня в такой конструкции используется цепь. Отсюда и название вида. Звено такого устройства представляет собой несколько пластинок, которые между собой объединяются цилиндрическими осями. Они обеспечивают наименьший радиус изгиба.

Цепь изготовлена из высокопрочной стали, так как при работе постоянно находится в контакте с конусовидными дисками и претерпевает сильные нагрузки.

Такая работа сопровождается высокими температурами, и чтобы их снизить в вариаторе предусмотрели охлаждение жидкости в принудительном порядке.

За счет использования цепи удалось уменьшить радиус изгиба, он может быть 25 мм, поэтому такой вид вариатора имеет больший диапазон передаточных чисел. Клиноцепной вид отличается от своих аналогов наибольшим КПД, но из-за этого имеет и самую высокую стоимость. Такой вариатор был впервые применен на моделях Audi.

Он не содержит ни цепи, ни ремня. Движение дисков, которые применяются вместо шкивов, происходит при помощи роликов, создающих крутящий момент между ними. Передаточное число меняется при смене положений роликов и изменением их радиусов, которые обкатывают диски. Их поворот осуществляется за счет определенных устройств.

Они способны регулировать силу прижатия роликов к дискам. В каждом таком вариаторе автомобильные фирмы применяют свои устройства. Например, компания Ниссан в своем аппарате «X — Tronic» заложила гидравлический механизм, управляемый электроникой.

Он перемещает ролики вверх и вниз на самые малые расстояния, а затем из-за сдвига они проворачиваются самостоятельно.

Такой вид вариатора применяется реже всех, но за ним будущее.

Любое изобретение имеет какие-то недоработки, не стал исключением и CVT. Его слабые стороны пытаются устранить, а пока они существуют, стоит о них знать:

  1. Такие коробки передач не устанавливают на мощные авто, хотя уже есть несколько экземпляров именно с ними.
  2. Ремонт CVT требует больших материальных затрат, и к тому же его осуществляют не на всех СТО. Очень сложно найти специалиста, который бы хорошо разбирался в устройстве данного типа.
  3. Работа вариатора зависит от показаний множества датчиков, и если вдруг выйдет из строя хотя бы один из них, то это может привести к неправильной работе всей системы трансмиссии.
  4. Такой аппарат требует заполнения внутренней его части специальной жидкостью, которая отличается высокой стоимостью в сравнении с аналогами, предназначенными для АКПП. А также ее уровень необходимо постоянно контролировать.
  5. Трансмиссия испытывает большие нагрузки.
  6. С данной коробкой передач существуют определенные ограничения по буксировке автомобилей, а также при использовании прицепов.

Неисправности вариатора

Но машина с вариатором имеет множество существенных преимуществ:

  1. Удобство поездки на автомобиле с бесступенчатой КПП.
  2. Плавность движения машины – стремительный разгон и торможение не вызывает рывков, как при использовании других коробок передач.
  3. Стабильность показателей при достаточно продолжительном движении.
  4. За счет оптимальной нагрузки на двигатель и продуманности работы автомата происходит существенная экономия топлива.
  5. Уровень вредных веществ, создаваемых отработанными газами ниже, чем в автомобилях с АКПП И МКПП.
  6. Безопасность езды на обледенелых дорогах, так как вариатор исключает пробуксовку колес.
  7. Электронное управление работой двигателя увеличивает срок его износа, предотвращает от частых ремонтов.
  8. Авто с вариатором ездит намного тише, чем с обычными коробками.

С каждым годом все больше автопредприятий ставят на свои модели CVT. При этом постоянно улучшая их характеристики и внедряя в агрегаты новые технологии.

Одним из последних изобретений является общее детище компании Nissan и JATCO — облегченный и уменьшенный вариатор. Он выполнен в виде аппарата клиноременного типа совмещенного с новой коробкой передач.

Данный вид отличается своими серьезными характеристиками:

  • имеет наибольшее передаточное число. Его диапазон увеличен на двадцать процентов от обычного вариатора, поэтому он способен быстрее набирать скорость и тормозить. Это число 7.3:1. Оно выше, чем на автоматической коробке передач с семью ступенями;
  • масса нового изобретения уменьшена на 13%;
  • оснащен ASC. Эта система подбирает наилучшее передаточное число во время движения, при разгоне и торможении.
Читайте также:  Ремонт болгарки своими руками: устройство, ремонт, правила эксплуатации и профилактические меры

Сейчас представители компании «Porsche» подтверждают, что ведут разработки по совершенствованию вариатора. Они улучшают характеристики комфортности поездки, разгона и торможения. Увеличивают КПД и уменьшают расход топлива. Хотят сделать такой вариант бесступенчатой трансмиссии, при котором вариатор станет схож с 8-ми ступенчатой АКПП.

Стремление усовершенствовать вариатор и проводимые новые разработки его видов еще раз доказывают, что за ним будущее.

Возможно, скоро он полностью заменит привычные механизированные, роботизированные и автоматизированные коробки передач.

В особенности делается упор на его гибридные виды, при которых мотор будет работать в оптимальном режиме, а получаемая энергия будет сохраняться в накопителе, а затем расходоваться на движение авто.

Источник: http://sibloma.ru/avtoremont-i-tyuning/ustrojstvo-variatora-i-princip-raboty

Трансмиссия авто. Вариатор

Многие автомобилисты с опаской смотрят на так называемую бесступенчатую трансмиссию, проще говоря — вариатор. Действительно, использование вариаторов в качестве механизма для преобразования крутящего момента в автомобилестроении сдерживалось только несовершенством технологии.

Однако сейчас, с внедрением полностью автоматизированных линий производств и компьютеризированным контролем качества, создать нечто долговечное и сложное вполне реально.

Трансмиссия авто. ВариаторО том, что за вариаторами будущее говорит лишь тот факт, что на данный момент автопроизводители Dodge, Jeep, Nissan, Mitsubishi, Renault и ещё ряд других серийно выпускают модели с установленной бесступенчатой коробкой передач.

И этому есть вполне логичное объяснение, ведь вариаторы способы максимально эффективно трансформировать энергию двигателя в поступательное движение колёс машины. Такие уникальные параметры вариатора прежде всего объясняются его конструкционными особенностями.

Механизм вариатора

Механизм состоит из двух конусовидных валов с ремнями либо цепями соединяющими их вместе. Конусы могут двигаться параллельно друг другу, соответственно, при перемещении происходит изменение параметров крутящего момента и скорости вращения вторичного вала.

При движении вариатор ведёт себя немного «странно», по сравнению с тем, как работает механическая коробка передач. Звук двигателя становится монотонным, а разгон плавным и непринуждённым. Скорей всего ключевым фактором, отпугивающим потенциальных покупателей от машин с вариаторами, является то, что существует не так то уж много мест, где можно починить данный агрегат.

Чаще всего вариатор можно встретить у продукции концерна «Рено-Ниссан». Например, Megan, Koleos, Teana часто оборудуются вариаторами. Также пристрастием к вариаторам у Mitsubishi, Dodge, Jeep и т. д. Кстати, в большинстве случаев поставщиком вариаторов для этих марок является японская компания jatko, поэтому некоторые детали можно назвать качественными.

Неисправности вариаторов:

Возникновение при эксплуатации неисправностей в вариаторной трансмиссии.

Самая уязвимая часть любого вариатора – это подшипники конусных валов. Они могут выйти из строя и через 50 000, а могут через 200 000 км. При данном дефекте отчётливо начинает слышаться гул. Стоимость замены 4-х подшипников и ремня почти 1000 у. е.

Для функционирования вариатора требуется специальное масло. Периодичность его замены 75 000–100 000 км. Масло требуется специальное, даже то, что используется в гидромеханических автоматических коробках не подойдёт.

В лучшем случае при ремонте вы расстанетесь с 60–80 тысячами рублей, а в худшем и с 100 000. Современные вариаторы являются весьма сложными устройствами. Для их функционирования требуется постоянно охлаждать масло, поэтому предусмотрен радиатор для масла. Если вы хотите сэкономить на ремонте, то не покупайте авто с вариатором, выбирайте механическую коробку передач.

Источник: http://remcars.info/remont-i-texnicheskoe-obsluzhivanie-avtomobilej-svoimi-rukami/transmissiya-avto-variator.html

Ремонт вариатора своими руками

Сейчас все больше автомобильных производителей комплектуют свои модели бесступенчатой трансмиссией – вариатором. Положительных качеств у данного типа трансмиссии достаточно много. Одним из таковых по заверениям самих производителей является длительный срок эксплуатации при условии соответствующего обслуживания, но это не всегда так.

Вариатор имеет достаточно сложную конструкцию – передача крутящего момента в нем производится за счет сил трения между шкивами валов и ременной передачи, а где есть трение, там будет и износ. К тому же все валы в вариаторе, как обычно, посажены на подшипники, которые тоже часто приходят в негодность.

Ремонт вариатора своими рукамиВсе это приводит к тому, что при движении, особенно на малых скоростях, гул со стороны КПП увеличивается, возможно появление рывков при наборе скорости, а также могут прослушиваться легкие толчки или удары в самом КПП.

Поскольку данный вид трансмиссии массово начал использоваться на авто сравнительно недавно, то далеко не все СТО и сервисы берутся за ремонт вариатора, советуя произвести полную замену данного элемента трансмиссии, что финансово очень затратно. Но ведь существует возможность и самостоятельного ремонта вариатора. Конструкция его хоть и сложная, но провести восстановительные работы вполне возможно.

Подготовительные работы

Перед тем как приступать к ремонтным работам в первую очередь все же следует обратиться на СТО, но только для того, чтобы провести полную диагностику работы вариатора при помощи сканера. Особое внимание нужно уделить проверке работоспособности гидротрансформатора.

Если диагностика показала, что работает он без нареканий – давление в системе поддерживается нормальное, клапана функционируют хорошо, но при этом сама трансмиссия продолжает сильно гудеть при наборе скорости и толчки никуда не делись, значит проблема кроется в самом вариаторе.

Следующий этап – обеспечение всем необходимым для ремонта. На некоторых интернет-ресурсах можно найти и приобрести ремкомплект вариатора, включающий подшипники, сальники, прокладки. Понадобится еще новый ремень, а также масло для вариаторной коробки, брать которое нужно с запасом.

После этого можно приступать к снятию и ремонту вариатора. Можно произвести демонтаж и самому, но для этого понадобится хотя бы смотровая яма и без помощников также не обойтись.

Особой сложности при снятии не должно быть – снимаются приводы, сливается масло, отсоединяются патрубки, ведущие на радиатор. Затем откручиваются болты крепления вариатора к двигателю, после чего он извлекается из авто. После извлечения сразу же снимается гидротрансформатор.

В целом снятие вариатора не особо отличается от процесса снятия любого вида КПП, за исключением некоторых нюансов.

Можно поступить еще проще – отогнать авто на СТО, чтобы работы по снятию провели работники сервиса, после чего можно забрать вариатор для самостоятельного ремонта.

Необходимое оснащение

Далее уже все работы производятся на снятом вариаторе. Для выполнения работ потребуется:

  • Наборы рожковых, торцевых и накидных ключей;
  • Мощная отвертка;
  • WD-40;
  • Герметик;
  • Съемник для подшипников.

Чтобы в дальнейшем облегчить себе работу, желательно запастись фотоаппаратом для фиксирования всех действий, а также емкостями, при помощи которых можно будет отсортировать все элементы по мере снятия их.

То есть сняли одну крышку – положили ее вместе с болтами крепления в одну емкость, демонтировали другой элемент – положили в другую емкость и так далее.

Это исключит возможность перепутывания, а при наличии фотоотчета разборки позволит быстро собрать вариатор, причем правильно.

Снятие поддона и боковой крышки

Итак, имея все это можно приступать к работам. Вначале снимается поддон. На нем следует хорошо осмотреть магниты, которые установлены в поддоне для улавливания продуктов износа. Если на них имеется большое количество металлической стружки – проблемы с работой вариатора наверняка связаны с износом элементов.

Также следует тщательно осмотреть установленные фильтры. При надобности фильтр грубой очистки нужно будет промыть, а тонкой очистки – заменить.

Затем снимается боковая крышка вариатора, чтобы обеспечить доступ к шкивам и ремню. Крышки вариатора обычно посажены на герметик, поэтому после выкручивания болтов возможно потребуется поддевание крышки отверткой, но делать это нужно аккуратно, чтобы не оставить задиров на прилегающих поверхностях корпуса и крышки.

Демонтаж валов со шкивами

После снятия появится возможность извлечения валов вместе со шкивами и ремнем. Снять ремень до демонтажа валов не получится.

Сняв валы, можно будет извлечь ремень, после чего следует оценить его состояние. Раковины и задиры на поверхностях конусов, изношенные боковины ремня вполне могут являться причиной стуков, поскольку ремень при движении периодически мог проскальзывать по поверхности шкивов.

Если сильной выработки на поверхностях конусов нет, то менять их необязательно, да и работы по замене самому выполнить будет очень сложно.

На снятых валах следует проверить подшипники – если хоть один из них имеет сильный люфт, то он и являлся причиной повышенного гула при работе вариатора. Старые подшипники снимаются при помощи съемника, а на их место устанавливаются новые. Также на валах нужно будет заменить все имеющиеся резинотехнические элементы.

Сборка

Перед сборкой все элементы лучше промыть бензином и протереть ветошью. Также важно следить, чтобы внутрь при сборке ничего лишнего не попало.

Новый ремень нужно устанавливать еще на снятых валах. После чего они ставятся на место. С этой стороны под крышкой также размещаются штыри блокировки КПП, обеспечивающие режим «Парковка». При установке валов со шкивами не следует забывать о положении этих штырей и перед установкой валов их правильно поставить. После этого на место ставится крышка с нанесенным на нее герметиком.

Замена масляного насоса

Если при ремонте также предполагалось произвести замену масляного насоса, то потребуется снятие крышки со стороны гидротрансформатора. Под этой крышкой скрываются дифференциал, передаточная пара, шестерня ведомого вала и масляный насос.

Чтобы добраться до насоса нужно будет извлечь дифференциал и передаточную пару. Затем снять с масляного насоса приводную шестерню и цепь, обеспечивающую привод насоса от ведущего вала.

После этого выкрутить болты крепления насоса и произвести его замену. Желательно также заменить и приводную цепь. Далее ставится на место дифференциал и передаточная пара, предварительно оценвая их состояние и состояние подшипников.

Затем на место ставится снятая ранее крышка. Опять же ее нужно будет садить на герметик. После сборки вариатора нужно будет еще раз проверить затяжку всех болтов.

Произведя замену изношенных элементов вариатора, можно его устанавливать на авто. Последовательность установки обратна процессу снятия.

Проверка работоспособности

После монтажа вариатора на автомобиль нужно будет проверить все ли установлено на место. Особенно это касается датчиков – иначе при первом же запуске двигателя бортовой компьютер выведет сообщение о проблеме с работой вариатора.

Также следует проверить все соединения. После чего уже в трансмиссию заливать масло. Количество масла должно точно соответствовать указанному в технической документации к автомобилю.

Последним этапом будет проверка работоспособности вариатора. Для этого нужно будет запустить двигатель, селектором проверить включение всех режимов вариатора, а после уже совершить пробный выезд. Если все работы сделаны правильно, гул должен исчезнуть, а работа вариатора при наборе скорости – не вызывать нареканий.

После пробного выезда нужно будет внимательно осмотреть вариатор – на нем не должно быть следов подтекания масла.

Источник: http://okorobke.ru/variator/remont-variatora-svoimi-rukami.html

Вариатор для станка своими руками

При работе на токарном станке, очень часто возникает потребность в разных скоростях вращения заготовки. Это объясняется тем, что при разных операциях необходима своя скорость. Вследствие этого станки токарные, и не только, оборудуются целыми группами шкивов.

Читайте также:  Пробойники для круглых отверстий: виды, назначение, материалы изготовления и применение

Эти шкивы, в свою очередь, позволяют изменять скорости вращения заготовок, перебрасывания ремень передачи в определенную точку. В этом есть некоторые недостатки, связаны с тем, что станок обязательно нужно останавливать и так далее.

Поэтому, как вариант решения проблемы, предлагаем вам изготовить самодельный вариатор для станка.

    Нельзя сказать, что данный вариант не имеет проблем и своих недостатков. Наоборот, такие недостатки есть, и главный из них это существенное проскальзывание ремня, в сравнении с клиноременной передачей.

Но, такое проскальзывание является неплохой защитой мотора от заклиниваний заготовок.

К тому же, даже такой простой способ позволит изменять скорости вращения заготовок, без выключения станка, а скорость вращения при этом будет регулироваться очень плавно.

Что ж, давайте посмотрим, каким образом сделать такой вариатор собственноручно. Прежде всего, необходимо изготовить деревянные конусы, выбрав при этом твердую породу дерева. Конусы не обязательно делать при помощи станка.

Их можно изготовить из дисков, вырезанных лобзиком. Так, необходимо вырезать их под таким углом, который будет равен углу наклона конуса. Поэтому, для совершения такой операции далеко не обязательно использовать электрический лобзик, вполне сгодиться и ручной.

Когда все диски вырезаны, их нужно собрать в один единый конус. Так, диски можно посадить на хороший клей, или же сбить гвоздями. При этом, используйте небольшие гвозди и учтите, что их нужно заколачивать равномерно, чтоб не нарушить в последствии центр тяжести конуса.

Таким образом, будьте предельно внимательными.

Теперь, когда конусы готовы, их нужно посадить на стержни из металла. Причем насаживать нужно как можно глубже и крепче. После того, как вы установили конус на стержне в конечном положении, не забудьте зафиксировать их при помощи шурупов.

Для того чтоб ремень мог беспрепятственно перемещаться вдоль конусов, и зафиксироваться в нужном для нас положении, необходимо сделать направляющую на роликах. На рисунке ниже, вы наглядно можете увидеть конструкцию направляющих, а в качестве роликов можно использовать деревянные катушки, на которые обычно наматываются нитки.

   Также, в качестве роликов можно взять обычные шарикоподшипники. Даже если они будут не достаточно широкими, можно установить два, три и более подшипников в зависимости от того каких они размеров, и какого размера дорожка, по которой они будут перемещаться. Ну и конечно, можно использовать фторопластовые ролики, как изображено на рисунке, но такой вариант обойдется дороже остальных.

После того как направляющая будет готова, она должна будет перемещаться вдоль конусов при помощи перемещения гайки. В свою очередь, эта гайка навинчивается на вращающийся винт (причем свободно вращающийся), или же резьбовую штангу.

Но, для того чтоб винт не мог перемещаться вдоль наших конусов, не его конец навинчиваются две шайбочки, которые затягиваются относительно самих себя. Если же используется резьбовая штанга, проделайте такую операцию с обеих сторон.

Гайку направляющей вы можете приклеить клеем, или же припаять.

Также, необходимо сделать ручку, которая будет вращать винт. Здесь, вы можете сделать это так, как подсказывает вам ваш опыт, но в качестве примера приведем картинку с исполнением именно такой ручки.

   В данном случае, ручку не обязательно припаивать. Достаточно зажать ее между гайками, конечно, если в центре этой пластины есть отверстие.

Напоминаем, что стабильная и нормальная работа вариатора будет с использованием ремня именно круглого сечения. Поэтому, не упускайте важных деталей, и приступайте к изготовлению самодельного вариатора с фантазией, экспериментируя на том или ином решении.

Источник: http://www.megastroika.biz/index/variator_dlja_stanka_svoimi_rukami/0-231

Принцип работы коробки вариатор CVT

Некоторые производители автомобиля начали тотальный переход на использование вариативной коробки передач на новых автомобилях вместо ставших традиционными автоматов. Непривычный вариатор отпугивает людей от покупки нового автомобиля, вариатор- это бесступенчатая трансмиссия, которая плавно изменяет передаточное число

Устройство вариатора

Передаточное число изменяется с помощью клиноременной передачи, ремень вращается на шкивах, которые изменяются в диаметре. По сути, вариатор- это обычная ременная передача с двумя шкивами,- ведущим и ведомым,- только у одних и тех же шкивов может быть разный, плавно изменяемый, диаметр. Соответственно, передаточное число будет разным при разных диаметрах шкивов.

Диаметр шкивов увеличивается/уменьшается пропорционально, то есть, находясь на одной и той же оси, они должны обеспечивать одну и ту же длину ремня и примерно одинаковое натяжение.

Соответственно, чем меньше диаметр ведущего шкива, тем больше будет диаметр ведомого и тем больше крутящий момент будет передаваться, и наоборот.

А максимальная скорость автомобиля, наоборот, будет когда крутящий момент будет минимальным.

Конструкция вариатора

Вариатор состоит из собственно вариатора, который изменяет обороты, механизма, который передаёт крутящий момент от двигателя на вариатор и разъединяет коробку от двигателя (может бы выполнен в виде сцепления либо гидротрансформатора), реверс для обеспечения заднего хода и собственно механизма, который этим всем управляет.

От двигателя момент передаётся на механизм, передающий крутящий момент вариатору.

Он может быть выполнен в виде гидротрансформатора, как на классическом автомате; с мокрым многодисковым сцеплением, подобная конструкция используется в роботизированных коробках передач; либо могут использоваться менее распространённые технологии, такие как центробежное автоматическое сцепление, либо электромагнитное сцепление. Этот узел призван передавать крутящий момент от двигателя к  коробке и размыкаться в нейтральном положении.

Сам вариатор состоит из двух шкивов и ременной передачи между ними. Шкив состоит из двух конических дисков, которые перемешаются вдоль оси вращения, приближаясь и отдаляясь друг от друга.

Когда они сближаются, ремень перемещается на внешний радиус вращения, когда отдаляются, ремень проваливается в образовавшуюся щель и радиус уменьшается.

На первых вариаторах ремень был резиновым, что не придавало ему надёжности, на современных вариаторах используют металлический ремень, выполненный в виде цепи, это позволило уменьшить минимальный радиус шкива, так как резиновый ремень не мог сильно перегибаться и мог переломиться на подобном радиусе, а для цепи норм, работает.

Принцип работы вариатора

Принцип работы коробки вариатор CVTРабота вариатора заключается в том, что изменяется радиус шкивов и тем самым изменяется передаточное число. В любой другой коробке есть фиксированные передачи, в вариаторе как таковых передач нет, в вариаторе бесконечное множество передач в определённом диапазоне.

Компьютер обычно настраивают таким образом, что двигатель работает в таком режиме, при котором обеспечивает максимальный крутящий момент. А коробка передач делает ускорение максимально быстрым.

Не нужно полностью выкручивать двигатель, чтобы включить повышенную передачу, и дальше разгонять машину с низов, коробка всегда находится на оптимальном передаточном числе, а двигатель постоянно развивает максимальный крутящий момент, и нет задержек при переключении.

Плюсы и минусы вариатора

Собственно, главный плюс- это довольно скромный расход топлива. Максимум топлива расходуется при разгоне автомобиля, но вариатор подбирает идеальные передаточные числа, тем самым позволяет двигателю работать в идеальных условиях, при максимальном крутящем моменте.

Ещё один плюс при разгоне- нет задержек при переключении передач, так как передач, как таковых, нет.

Но если вариатор такой классный, есть ли у него минусы?

Один из минусов- вариаторы могут передавать относительно слабый крутящий момент, то есть, на стоковую машину вполне сойдёт, а вот на что-то помощнее- не потянет.

Либо нужен будет вариатор совсем других размеров, намного больше, чем места под капотом, так как ремень цепляется с помощью трения и при большой мощности двигателя будет просто проскальзывать на роликах, нежна будет большая площадь зацепа, а это уже совсем другие размеры.

Ощущения при вождении

Не каждому понравятся ощущения при езде на вариаторе: этот монотонный разгон, да ещё и двигатель работает на высоких оборотах и тоже монотонно, из-за чего создаётся монотонный шум в салоне. Нет привычного ощущения разгона. Но если это не страшно, то можно спокойно покупать машину с вариатором.

Источник: http://kakavto.com/?p=1714

Как отремонтировать вариатор? Конструкция, причины поломок, методы устранения

В своей практике автолюбители часто сталкиваются с необходимостью ремонта того или иного узла транспортного средства. При этом большинство неисправностей по силу даже новичкам.

Другое дело, когда речь заходит о ремонте более сложного узла – вариатора. Вот здесь некоторые проблемы встречаются даже у бывалых.

В этой статье мы кратко рассмотрим особенности вариатора и некоторые нюансы его ремонта.

Устройство

Для начала вспомним, что такое вариатор, и в чем особенности его конструкции. По сути, это бесступенчатый тип коробки передач, особенность которого — плавный переход от одного передаточного числа к другому (большему или меньшему).

Основной плюс вариатора – возможность на 100% использовать мощность двигателя, благодаря эффективному согласованию вращения коленчатого вала и нагрузки на транспортное средство.

При этом машины с вариатором обладают повышенным уровнем комфорта как раз за счет плавного изменения крутящего момента.

Состоит вариатор из нескольких основных элементов – системы управления, вариаторной передачи и двух механизмов (один – для движения задним ходом, второй – для разъединения КПП от мотора и передачу крутящего момента). Существует два основных вида вариантов – клиноременной и тороидный.

В составе клиноременного вариатора одна (иногда две) ременные передачи, в каждой из которых два шкива.

Переключение производится за счет канонических дисков, которые раздвигаются или сдвигаются посредством изменения гидравлического давления, усиления пружин и изменения центробежной силы. Диаметр шкива может меняться в зависимости от режимов работы мотора.

Сначала ведущий шкив имеет минимальный диаметр, а ведомый, наоборот, максимальный. По ходу набора скорости ситуация меняется – диаметр ведущего шкива возрастает, а ведомого – снижается.

В первых вариаторах использовался резиновый ремень. Но из-за малой надежности на смену обычной ременной передаче пришла более надежная металлическая цепь. Изменение диаметра шкивов находится под контролем ЭБУ, которые раздает соответствующие команды.

2. В основе тороидного вариатора два соосных вала, которые зажимают специальные ролики. В свою очередь, передаточное число меняется за счет передвижения роликов. Что касается крутящего момента, то он передается за счет трения между роликами и колесами.

Повреждения и причины 

К основным неисправностям вариатора можно отнести – выход из строя (износ) ремня или приводной цепи, лишние звуки внутри узла, поломка валов (ведомого или ведущего).

Как правило, вышеуказанные проблемы появляются не сразу, а после прохождения автомобилем 100-120 тысяч километров.

Причиной неисправности может служить, как агрессивный тип вождения автолюбителя, так и сбои в работе управляющего ЭБУ.

Кроме этого, ускорить приближение проблем с вариатором может несвоевременное техническое обслуживание. Так, весьма важно своевременно производить замену фильтра и масла КПП. Большую опасность вызывает попадание к клапанам различного «мусора» — пудры и стружки, которые неизбежно образовываются при работе дисков.

Читайте также:  Отрезные диски для бытовой болгарки по металлу: правила выбора и рекомендации

Особенности ремонта 

Появление лишних звуков в узле вариатора требует оперативного вмешательства со стороны автолюбителя. Если ничего не делать, то велика вероятность полного выхода устройства из строя и необходимости его дальнейшей замены.

При этом для работы понадобятся такие инструменты – молоток, набор отверток и ключей, хомуты различной длины. Место ремонта обязательно должно быть удобным — лучше всего работать сидя за столом с хорошим освещением.

Учтите, что ремонт вариатора – это весьма сложная процедура. Число различных элементов внутри узла большое, поэтому все снятые детали необходимо раскладывать в порядке снятия (чтоб не запутаться).

Некоторые автолюбители и вовсе ведут фото- или видеосъемку, чтобы быстрее произвести сбор устройства. В дополнение можно маркером подписывать каждый элемент (это становится дополнительной подсказкой).

Разборка вариатора производится в такой последовательности: 

  • — откручиваются болты корпуса, снимаются крышки;
  • — достается вал, в составе которого остается небольшая часть корпуса;
  • — откручиваются болты со всех сторон устройства, и снимается еще одна крышка с осей;
  • — аккуратно демонтируются шестеренки, выкручиваются винты крепления корпуса насоса. После этого можно снимать цепь и шестерню насоса;
  • — с другой стороны корпуса снимается очередная крышка после вывинчивания болтов;
  • — ремень аккуратно стягивается с помощью хомутов, после чего извлекаются шкивы с ременной передачей;
  • — шкивы устанавливаются на ровную поверхность, и снимается ремень.

В процессе разборки важно следить, чтобы посторонние предметы не попали случайно внутрь корпуса. В противном случае новый выход из строя вариатора – это лишь вопрос времени.

После завершения разборки узла основное внимание необходимо уделить характеру люфта, осмотреть подшипники на целостность, проверить шестерню, ремень, гидроблок и ряд других деталей. Чаще всего лишние шумы в вариаторе вызваны износом подшипников, что решается путем их замены. Аналогичным образом необходимо поступить при выходе из строя валов или ремня (цепи) вариатора.

Профилактика 

Чтобы продлить срок службы вариатора, необходимо правильно эксплуатировать автомобиль и выполнять несколько простых рекомендаций:

  • — во-первых, уже через 25-30 тысяч километров необходимо заменить фильтр и масло внутри узла;
  • — во-вторых, при достижении 60-70 тысяч километров желательна установка нового датчика и пошагового электормотора. Эти элементы отвечают за скорость вращения вала, поэтому своевременный уход за ними очень важен;
  • — в-третьих, соблюдайте все требования производителя касательно обслуживания и ремонта вариатора.

Вывод

Новые технологии призваны существенно облегчить нашу жизнь и сделать ее комфортной. Но нельзя забывать, что техника имеет свойство ломаться, поэтому она требует внимания со стороны автолюбителя. И теперь, когда вы знаете, как отремонтировать вариатор, это важный узел прослужит вам намного дольше. Удачи.

Источник: http://schelkovo-avto.com/interesnye-stati-i-sovety/avtostati/poleznaja-informacija-po-remontu-avtomob/kak-otremontirovat-variator-konstrukcija.html

Ремонт вариатора автомобиля своими руками

Ремонт вариатора автомобиля своими руками

Современные бесступенчатые трансмиссии очень удобны для езды по городу, неприхотливы в обслуживании и вполне надежны. Однако их поломки далеко не редкое явление среди автомобилей без механики. Ниже рассмотрим, как осуществляется ремонт вариаторов.

Данные узлы стали употреблять как трансмиссию автомобилей не так давно.

А ведь впервые такой механизм был запатентован более ста лет назад! Его устройство гениально простое: конусные колеса соединяются клиновым ремнем, при перемещении конуса вбок ремень вращает каждый раз новый диаметр, от этого меняется и передаточное число коробки.

Соответственно, у этих узлов, как правило, выходят из строя подшипники конусов, ремни, хотя последние, конечно, не резиновые, редукционный клапан масляного насоса. Все эти проблемы возникают из-за следующих предпосылок:

  • плохое масло, залитое в механизм;
  • попадание не отфильтрованных продуктов износа внутрь подшипников;
  • заклинивание или износ редукционного клапана масляного насоса;
  • плохое качество подшипников;
  • загрязнение дополнительного радиатора, необходимо раз в два года его прочищать!

То есть необходимо соблюдать несколько важных принципов, чтобы механизм отходил более 100 тыс. км.

  1. Во-первых, никогда нельзя затягивать с заменой подшипников, поскольку промедление может привести к поломке шкивов, а это уже другая статья починки – стоимость работ по ремонту таких вариаторов может дотянуть до 100 тыс. руб.!
  2. Во-вторых, необходимо четко соблюдать рекомендации производителя по поводу заливаемого масла и периода его смены.
  3. Ну а в-третьих, вовремя прочищать дополнительный радиатор, расположенный в моторном отсеке, поскольку температурный режим вариаторного узла крайне важен!

Если же все-таки дело дошло до поломки, не надо отчаиваться! Можно попытаться исправить все своими руками. Далее мы расскажем о ремонте наиболее типичных вариаторов от различных моделей Ниссан.

Как починить узел у Х Трейл и Кашкай

Наиболее простые конструкции данных трансмиссий встречаются, скажем, у снегоходов. Их починка не вызывает сложностей. Например, на используемом внутри снегоходов вариаторе «Альпина» легко произвести ремонт, изучив видео.

Гораздо сложнее устроены типичные автомобильные трансмиссии такого типа. Это касается также узлов от Ниссан. Разберем первоначально, как осуществляется ремонт вариатора у Ниссан Х Трейл. Нам пригодятся:

  • ключи гаечные;
  • отвертки;
  • головки с воротком;
  • молоток;
  • пластиковые хомутики.

Начинаем при наличии смотровой ямы. Данный процесс можно отследить также по видео на тему «ремонт вариатора своими руками».

  1. Поддомкрачиваем переднюю часть автомобиля, отсоединив привод колес, открутив крепления, демонтируем трансмиссию.
  2. Сливаем из нее масло, отвернув сливную пробку.
  3. Откручиваем болты крышки раздаточного механизма, с помощью отвертки извлекаем данную крышку.
  4. Достаем роликовый подшипник и шестерню.
  5. Переложив коробку на другую сторону, вынимаем вал с частью корпуса.
  6. Открутив болты, снимаем боковую крышку трансмиссии. Тут нам обнажаются мудреные внутренности коробки.
  7. Извлекаем две шестерни, которые снимаются сразу, а также, открутив винты, извлекаем шестерню масляного насоса и крышку масляного насоса. Не забываем фотографировать или записывать, как расположены взаимно все вынимаемые узлы!
  8. Достаем вал масляного насоса. На данном этапе можно просто поменять неисправный масляный насос.
  9. Переложив снова коробку на другую сторону, откручиваем крепления другой крышки.
  10. Поддеваем отверткой и достаем этот кожух. После данной манипуляции нам открываются основные узлы данной трансмиссии: два шкива и металлический ремень.
  11. Пластиковыми хомутиками стягиваем элементы приводного ремня, чтобы он не развалился при демонтаже. Заодно оцениваем состояние шкивов и самого привода. Здесь мы произведем замену шкива.
  12. Осторожно извлекаем шкивы вкупе с ременным приводом. Стараемся так, чтобы посадочные гнезда нисколько не наполнились какой-либо грязью!
  13. Установив извлеченную объединенную передачу на ровную поверхность, с силой оттягиваем один из шкивов! Для этого мы использовали хомутовые стяжки ремня – чтобы он здесь не развалился. Итог таков – у нас остаются разъединенными два шкива и отдельно ремень.
  14. Производим замену сломанного шкива. Здесь, по сути, можно обновить и изношенный ремень передачи.
  15. Сборка привода, его установка, общая сборка коробки с заливкой масла производится обратным порядком. После чего она устанавливается на автомобиль в обратной последовательности её демонтажа.

Также почитайте про схему ремонта передней подвески Форда Фокус 2 и замену прокладки крышки клапанов.

Что касается Ниссан Кашкай. Ремонт вариатора от Ниссан Кашкай проходит примерно по тому же сценарию. Рассмотрим для примера, как на этом автомобиле производится замена подшипника конусного шкива без демонтажа коробки передач.

Для работы достаточно разложить перед собой следующие инструменты:

  • ключи гаечные;
  • отвертки;
  • головки с воротком;
  • молоток.

Действуем так (желательно наличие смотровой ямы).

  1. Первым делом приподнимаем переднюю часть, убираем защиту двигателя.
  2. Далее отсоединяем привод колес.
  3. Открутив бобышку, сливаем масло из коробки.
  4. После этого, открутив болты, а также поддев отверткой, извлекаем левую крышку трансмиссии. Нам открывается подшипник ведущего вала, который может издавать неприятный шум уже после 50 тыс. км пробега. Игнорировать этот шум нельзя, как уже отмечалось, данная неполадка может привести к поломке ведущего диска. Более того, при хорошей шумоизоляции автомобиля надо еще суметь различить данный звук, похожий на равномерный гул.
  5. Достаем дефектный подшипник.
  6. Достаем и промываем фильтр масляного насоса.
  7. Устанавливаем чистый фильтр.
  8. Вставляем новый подшипник.
  9. Производим сборку, для чего прикрепляем всё, как было. Заливаем масло в сборочную единицу. Завершаем монтаж автомобильных узлов.

Теперь неприятный шум со стороны коробки должен исчезнуть. Проделав такие манипуляции самостоятельно, мы сможем хорошо сэкономить, ведь цена на ремонт вариатора Ниссан Кашкай в автосервисах «кусается»!

Что делать на Теане и Мурано

Подобная по конструкции трансмиссия установлена и на других Ниссанах. Своевременная замена жидкости агрегата способствует предотвращению крупного и дорогостоящего ремонта.

На примере других Ниссанов разберем немаловажную операцию по замене масла коробки. Такое вмешательство нужно производить примерно каждые 60 – 80 тыс. км пробега.

Приступим.

  1. Приподнимаем передок, вывешиваем ведущую ось автомобиля, это можно сделать с помощью дополнительного домкрата.
  2. Открутив пробку, сливаем отработку, но полностью освободить трансмиссию от жидкости сразу не удастся.
  3. Закручиваем сливную пробку.
  4. Заводим автомобиль и с полминуты в положении «драйв» крутим колеса.
  5. Снова откручиваем пробку, сливаем остатки отработки.
  6. Через заливное отверстие наполняем агрегат новой рабочей средой.
  7. Проверяем уровень по щупу.
  8. Заводим автомобиль – повторяем пункт 4.
  9. Глушим, проверяем уровень по щупу.
  10. При необходимости доливаем масло.

Вот такой несложный процесс. Правда, после данной операции на многих модификациях Ниссан придется еще обнулить специальный счетчик старения масла. Данную процедуру уже гораздо дешевле сделать на сервисе, чем все остальное.

Прочистку дополнительного радиатора и еще кое-какие манипуляции рассмотрим на примере Ниссан Мурано. В целом же, ремонт вариатора у Мурано проходит аналогично описанным процессам.

Действуем из смотровой ямы.

  1. Сливаем отработку коробки.
  2. Демонтируем поддон трансмиссии без демонтажа узла с автомобиля.
  3. Откручиваем фильтр гидроблока, прочищаем, промываем. Здесь можно также произвести при необходимости замену прокладки поддона трансмиссии.
  4. Собираем все обратно.
  5. Снимаем левое переднее колесо и видим прямо у бампера – дополнительный радиатор трансмиссии.
  6. Производим демонтаж этого радиатора.
  7. Вычищаем его от грязи и пыли.
  8. Собираем все обратно.
  9. Правее от радиатора находится теплообменник коробки передач. Открутив крепления, меняем фильтр в теплообменнике. Собираем все обратно.
  10. Устанавливаем все, что было демонтировано. Заливаем масло в коробку.

Подобным же образом производится мелкий ремонт вариатора у Ниссан Жук.

Цена столь сложных работ с трансмиссией

Многие из описанных процессов не просты. Кто-то вообще не решится за них взяться. Но при обращении к квалифицированным мастерам придется приготовить, как говорится, круглую сумму. Примерные цены на ремонт вариатора от Хонды (конструкция аналогична описанной) указаны в этой таблице.

Город Стоимость со снятием и установкой
Москва 17000 руб.
С-Петербург 16000 руб.
Екатеринбург 15000 руб.
Самара 13000 руб.
Новосибирск 15000 руб.

Здесь собраны данные по крупным городам России. Учтен также демонтаж и обратный монтаж узла. Легко понять, что, например, ремонт сломанных вариаторов в СПб или Москве дороже, чем по регионам.

Что ж, многие автолюбители теперь задумаются, как быть: проделать ли все работы самостоятельно или довериться мастерской. Мы же ознакомили с основными принципами данных ремонтных работ.

Источник: http://DaciaClubmd.ru/repair/hodovaya/remont-variatorov

Ссылка на основную публикацию